Я очень любил в детстве Тараса Шевченко – "Тарас Бульба" и "Гайдамаки" были просто до дыр зачитаны.
Сашко Лирнык, он же Александр Власюк – персона колоритная и известная не только любителям сказок. Ни одно этно-событие в Украине не проходит без его забавных и добрых историй, сопровождаемых песнями и музыкой лиры. Но мало кто знает, что если бы не любовь, возможно Александр Власюк сейчас не сказки рассказывал, а корабли в Мурманске строил. Как с помощью сказки можно перевоспитать даже скинхеда, лирнык Сашко и рассказал "Газете..."
– Сашко, как думаете, почему, когда профессиональные актеры рассказывают сказки, дети часто им не верят?
– Да потому, что для актеров это – обычная работа, за которую платят деньги. Они красиво рассказывают, но ведь без души или импровизации! Даже перепутать иногда сюжет хорошо – появляются новые эпизоды. Сказка должна быть живой: я вот даже микрофоны не люблю – нас со слушателями ничего не должно разделять. Единственный неудачный опыт у меня был на благотворительной акции, где я выступал перед очень богатыми людьми, почти олигархами. Конечно, бесплатно – за выступления и сказки в помощь детям денег не беру. Публика вежливо слушала, но я чувствовал, что говорю в черную пустоту. После этого я словно болен был. Тогда я понял, что мы с этими богатыми людьми живем в разных мирах – у меня мир духовный, а у них мир денег. Библия об этом правильно говорит – собирай богатства на небе, а не на земле. А бывают выступления, когда я заряжаюсь энергией так, что дома спать не могу. Я даже алкоголь не употребляю и уверен, что наркотики меня бы тоже не взяли – большего удовольствия, чем от выступления, я нигде не получаю.
В этом году на фестивале "Країна мрій" лил страшный дождь, все спрятались под навесами, а я стал посредине, под открытым небом, сказку рассказывать. И тут смотрю – а я сухой и от меня пар идет. Потом даже не чихнул. Вот что значит мощная энергетика: я ведь в самом центре стоял и отдавал слушателям энергию, а они мне ее возвращали.
– Как вообще сказочником стали? Вы же корабельщик по образованию?
– У меня два высших: я и кораблестроитель, и инженер-строитель. А сказки я всегда любил и рассказывал, но заниматься этим профессионально решил после того, как в Москве на фестивале украинской культуры занял первое место. Причем сказку я там рассказал совершенно случайно – оказалось, что на фестивале полно настоящих артистов, которые красиво и профессионально поют, а я среди них вроде как аматор. Зато сказок никто не рассказывал, ну и я с испугу задвинул историю "Про Лейбу, Пудика і нечищений оселедець". Там я понял, что сказка людям необходима, как воздух, – публика была в восторге! С тех пор я 25 лет занимаюсь сказками. Только я абсолютный противник того, чтобы это превратилось в ремесло: у "профессионалов" сказки скучные.
– Но ваши-то – не такие: их и дети любят, и взрослые. Кстати, а что взрослых привлекает?
– Современная культура превращает человека в потребителя. А сказка позволяет людям себя как-то проявить. Мы иногда даже не подозреваем, какие таланты в нас заложены. Если я по глазам кого-то из слушателей вижу, что он загорелся сказкой, то хватаю его, вытаскиваю на сцену и там он уже становится настоящим артистом! Может сыграть и коня, и селедку!
– Что, прямо-таки любой человек может "попасть в сказку"?
– Два года назад был у меня интересный случай на фестивале "Гуляйполе". Я рассказывал сказку "Про дівчинку Варочку і срібний грошик", а рядом спали три пьяных скинхеда. На середине сказки скинхеды проснулись и начали бузить. Можно, конечно, было их поругать и выгнать, но... я их ввел в свою сказку забавными персонажами, хотя они поначалу этого не заметили. Скинхеды продолжали агрессивно себя вести и оглядывались, не понимая, почему все вокруг смеются. Но самое удивительное – на следующий день они пришли совершенно трезвые и сами попросились в сказке поиграть!
Кстати, это не ноу-хау: именно так сказки раньше в Украине и рассказывались – приходили сказочники, тоже лирныки, стихийно собиралась толпа. Люди не просто слушали сказку, но и добавляли в нее что-то свое, комментировали. Вот это – настоящий народный театр, средневековый. Я его пытаюсь возродить и думаю, у меня получается.
– Лирныком вы стали благодаря своей лире. Как она у вас появилась?
– Сначала, когда я поехал в Москву на фестиваль, была гитара. Но оказалось, что гитара со сказкой не вяжутся. И мне захотелось найти лиру, хотя я тогда даже не знал, как она звучит, видел только один разбитый экземпляр в музее Гончара. Нарисовал чертеж лиры (все-таки ж инженер-строитель), отнес Толе Пасичному – знаменитому киевскому мастеру музыкальных инструментов. Однако он браться за нее не хотел: лиру ведь очень сложно сделать. Но мне удалось его заинтересовать, и он ее все-таки сделал. Однако лира почему-то не звучала. Несколько лет я ее сам разбирал, подкручивал, переделывал и в результате, когда к нам приехали в гости немецкие лирныки, то моя им понравилась больше всего, что они увидели в Украине.
А еще была мистическая история, связанная с лирой! Как-то я попал на выставку украинских народных инструментов, где были и лиры – а они же все разные и по форме, и по конструкции, и по массе. И вдруг вижу точно такой же инструмент, какой сделал мне Пасичный по моему же чертежу! Причем, он единственный из всех имел название и был подписан: "Власюкова ліра". Оказывается, что жил на Полесье мой однофамилец, лирнык Власюк, и это был его собственный инструмент. Ну разве может это быть простым совпадением? А еще есть такое старинное поверье у кобзарей, что музыкальный инструмент становится частью души и изменяет судьбу. Как только я сделал себе лиру, у меня в тот же год совершенно изменилась жизнь. С тех пор со своей лирой не расстаюсь – она уже побитая жизнью, но я ее специально не крашу, она стареет вместе со мной.
– А как вы встретили Лесю Добрый-Вечер? Я знаю, что она не просто ваша жена, но и помощник – сказки вместе записываете...
– Это тоже мистическая история. Я тогда работал в Мурманске, корабли ремонтировал. Приехал на фестиваль "Срібна підкова" во Львов в 1995 году, был членом жюри. Увидел на сцене Лесю – сразу понял, что она будет моей женой. Это было 15 мая. Жарища страшная! Я дождался окончания концерта и с бутылкой ледяного пива пошел на сцену знакомиться. На следующий день погулял с ней, проводил ее на вокзал (она возвращалась в Киев) и выпросил адрес. И на следующий день плюнул на Мурманск, отправился в Киев, сделал ей предложение. Она и ее мама были просто шокированы, но в тот же день я нашел себе в столице работу, на следующий день принес зарплату, чем и сразил наповал.
– Да вы сказки не только рассказываете – живете в них просто. А выросли вы на каких?
– Я жил в Умани, в семье учителей: книг у нас дома было очень много – наверное, тысяч десять томов. Много сказок рассказывал отец, у него тоже есть дар рассказчика. От него я и услышал впервые ту самую историю про Лейбу. Кстати, отцу я свой первый диск сказок и посвятил.
Кроме сказок очень любил в детстве Тараса Шевченко – "Тарас Бульба" и "Гайдамаки" были просто до дыр зачитаны. Вот вспомнился вечер: зима, мороз на окнах узоры нарисовал, огонь в печке уютно потрескивает, и я читаю такую толстенную книгу "Українські народні казки, легенди і анекдоти". Кстати, мы жили тогда в доме, принадлежавшем когда-то семье Потоцких. Там сделали коммуналку, и нам досталась бывшая столовая. Туда вело семь дверей, шесть из которых отец забил досками, а во дворе росли шикарные каштаны и акации. Каштанчики и были моими любимыми игрушками.
– А сейчас, когда сказки пишете, где вдохновение берете?
– Любая моя сказка рождается из капли правды, из какой-то истории. И имена у моих героев правдивые, и факты есть, "имевшие место быть". Иногда снятся сюжеты, но их сложно запомнить. Свои сказки я делаю такими, чтобы они были похожи на народные. А лучшая похвала для меня была, когда на Шешорском фестивале ребята спросили, у какой бабушки я записал свои сказки. Многие считают, что сказка – это что-то такое для детей, мало кому нужное и незначительное. Но я не считаю себя сказочником, я называю себя мифотворцем – создаю своими историями такое отношение у людей к Украине, что они начинают по-настоящему гордиться своей страной и народом. Вот на днях выступал в Донецке, ко мне подошел мужчина и сказал, что у крымских татар я стал национальным героем после сказки "Про татарського багатиря Ахмеда, силу характерницьку і Грицька Кобилячу Смерть". Мы в сказке – друзья и братья. Я вообще мечтаю написать сказки обо всех народах, которые живут в Украине. Я лечу душу народа от стереотипов.
Автор: Антонина МАЛЕЙ
http://mycityua.com